Я, наверное, уже раз сто давала понять, что неравнодушна к авторской песне. Узнав, что у нас в городе будет концерт Шмендры, я, разумеется, на него пошла. И, как выяснилось, совершила ошибку. Это был концерт, на котором любителю именно авторской песни и творчества Шмендры периода «Тростника», «Маятника» и т.п. делать решительно нечего. Нет, я не была особенно удивлена, потому что меня предупреждали, что Шмендра джазанулась, но я не предполагала, что настолько. Теперь она поет джаз, только джаз и ничего кроме джаза. Я не берусь судить, хороший или плохой джаз она поет, поскольку в джазе совершенно не разбираюсь. Могу сказать одно: к авторской песне сегодняшнее творчество Шмендры не имеет никакого отношения. Потому что авторская песня все-таки остается положенными на музыку стихами и, вне зависимости от стиля самой музыки, главная роль принадлежит словам. На мой взгляд, как раз эта особенность и позволяет объединять столь разных авторов, как, например, Олег Медведев и Юрий Визбор, в одно направление. Что касается исполненных на концерте песен Шмендры, то я сдуру вслушалась в слова — привычка, что поделаешь! — и ужаснулась. Честно говоря, слова еле-еле тянут на плохонькую попсу. Кажется, что автор вдруг осознала себя как женщина и так этим впечатлилась, что у нее практически не осталось связных слов, только восторженные завывания и стоны. В то же время я понимаю, что манера исполнения, которую сейчас избрала Шмендра, вероятно, не предполагает, что кто-то будет вслушиваться в слова. По крайней мере, Шмендра делает все, чтоб этому помешать. В песнях очень много завываний, стонов, обрывов слов, всячески затрудняющих восприятие именно текста, то есть автору нравится украшать свою песню всякими вокальными выкрутасами, и при этом она совершенно не заботится о текстовой составляющей. Полагаю, я получила бы больше удовольствия от концерта, если бы он проходил на непонятном мне языке. Тогда можно было бы просто наслаждаться звучанием, не пытаясь вникнуть в смысл.
Я вовсе не хочу ругать Шмендру. Я прекрасно понимаю, что всякий творческий человек должен развиваться и меняться. А если потребителю не нравятся происходящие изменения — что ж, это проблема потребителя, в данном случае слушателя. Как говорится, не нравится — не ешь. Однако как поклонник авторской песни я не могу не сожалеть, что она потеряла одного из талантливых авторов. Я прощаюсь со Шмендрой и желаю ей успехов на дорогах джаза и новых слушателей.