14:26 

Элеонора Раткевич. Деревянный меч. Рукоять меча. Меч без рукояти.

Ilatana

Писатели делятся на тех, кому удаются подонки и негодяи, и на тех, кому они не удаются. Э. Раткевич относится ко вторым. Ей непонятно, как нормальный человек может быть мерзавцем. Поэтому все мерзавцы у нее патологические. Это маниакальные властолюбцы, спившиеся садисты или попросту безумцы. Ясно, что таких мерзавцев сам бог фабулы велел мочить, чем положительные герои и занимаются. В общем, книги Э. Раткевич предсказуемы: там сразу видно — вот беленький положительный герой, вот черненький негодяй и хороший добрый дядя плохого дядю как-нибудь непременно да ухлопает. По-моему, герои книги, чтоб вызывать по-настоящему сочувствие и сопереживание, должны находиться в поле равновероятных плохих и хороших исходов, то есть читатель не должен сразу знать, будет у героя все о’кей или ждут его полные кранты. Если это правило не выдерживается, читать становится неинтересно. Э. Раткевич, видимо, очень добрый и хороший человек, поэтому она не любит делать своим героям больно. И читатель скоро усваивает эту авторскую особенность и понимает, что с сопереживанием и просто с переживанием можно особенно не париться, все равно все хорошие уцелеют, все излечимо-плохие будут наставлены на путь истинный, а неизлечимо плохие прихлопнуты, чтоб, значит, не поганили своим существованием реальность. Поэтому книги по-настоящему проблемной у Э. Раткевич не получается. Ее романы – это, по сути, не романы, а… даже не знаю, как это назвать… В них нет проблемы. Очень смешной получается феномен. Проблема оглашается… о ней вроде как говорится… но психологически она отсутствует, потому что у Э. Раткевич не бывает полуправильного решения, а оно может быть только либо правильным, либо не правильным. В общем, отсутствует промежуток, где все решения одинаково неправильны… или одинаково правильны.

Отдельно хочется сказать о психологии героев. Я могу предположить, что она представляется мне неубедительной, потому что я плохо знаю японскую культуру. Но… А почему книги Ле Гуин, в которых она моделирует несуществующие цивилизации и описывает бытие человека в них, не вызывают такого непрерывного раздражения и все психологические финты персонажей представляются вполне убедительными?

 

А вообще книги добрые…


@темы: Книги, Литература, Точка зрения

URL
Комментарии
2008-01-14 в 19:05 

Король-Рыбак
Моргающий маргариновый маргинал с марганцовыми маргаритками проморгал Маргариту
А вы не раздражайтесь))) Наверное, не стоит искать эту самую проблему, если сюжет увлекательный)) Раткевич, к сожалению, не читал, но немало наслышан.

2008-01-15 в 10:57 

Ilatana
Да проблемы там вроде как есть. Озвучены и поименованы. А вот психологически, на мой взгляд, они отсутствуют. Понимаешь, проблема — это то, решение чего неизвестно. А если решение заведомо известно, то это не проблема.

URL
2008-01-15 в 14:59 

Король-Рыбак
Моргающий маргариновый маргинал с марганцовыми маргаритками проморгал Маргариту
Ilatana, я, порой, с этих позиций стараюсь не рассматривать художественный текст. Просто получаю удовольствие от чтения)))

   

Равновесие и умеренность

главная